Все песни казахского
народа сопровождались игрой на инструментах. Песни и кюи, созданные казахским
народом, живы до сих пор. Из поколения в поколение передавались традиции игры
на музыкальных инструментах.
Почти у каждого инструмента – своя
легенда о появлении. Есть своя старинная легенда и у жетыгена, похожего на
гусли. В глубокой древности жил старик. Было у него 7 сыновей. В лютую зиму
погиб весь скот, пришел голод. Люди остались без еды. Смерть одного за другим
уносила сыновей. Убитый горем, отец стал в отчаянии долбить кусок сухого
дерева. Первую струну он натянул, когда умер старший сын. И сыграл на одной
струне погребальную песню. Умирают один за другим все сыновья, а отец, добавляя
по струне, посвящает им новые кюи. Так появился, по преданию, семиструнный
жетыген.
Появление кобыза связано с
человеком по имени Коркыт. Когда Коркыт играл на кобызе, замирала вся природа,
земля, небо, все живые существа слушали его игру. Бессмертие и вечную жизнь
искал он в звуках кобыза. В течении многих веков хранятся в памяти народа
Коркыт, его кобыз и музыка.
Домбра занимает особое место в
казахской музыкальной культуре. Это самый любимый и распрастранённый в народе
инструмент. Музыканты, владеющие игрой на домбре, пользовались уважением в
народе. Отдавали свою жизнь служению этому инструменту. Путешествуя из аула в
аул, музыканты с домброй были любимы народом. Домбра очень удобна: её можно
перевозить при кочёвке аула, она лёгкая, легко настраивается.
Эти музыкальные инструменты живут
полной жизнью и в наши дни. На них играют в оркестрах, в ансамблях. Их основная
цель – исполнение народной музыки, популяризация забытых традиций, развитие
исполнительства на народных инструментах. На выставке «Сазды аспаптар сыры» представлены книги, журнальные статьи, рассказывающие о старинных
казахских музыкальных инструментах. |