Все песни казахского народа сопровождались игрой на инструментах. Песни и кюи, созданные казахским народом, живы до сих пор. Из поколения в поколение передавались традиции игры на музыкальных инструментах.
Почти у каждого инструмента – своя легенда о появлении. Есть своя старинная легенда и у жетыгена, похожего на гусли. В глубокой древности жил старик. Было у него 7 сыновей. В лютую зиму погиб весь скот, пришел голод. Люди остались без еды. Смерть одного за другим уносила сыновей. Убитый горем, отец стал в отчаянии долбить кусок сухого дерева. Первую струну он натянул, когда умер старший сын. И сыграл на одной струне погребальную песню. Умирают один за другим все сыновья, а отец, добавляя по струне, посвящает им новые кюи. Так появился, по преданию, семиструнный жетыген.
Появление кобыза связано с человеком по имени Коркыт. Когда Коркыт играл на кобызе, замирала вся природа, земля, небо, все живые существа слушали его игру. Бессмертие и вечную жизнь искал он в звуках кобыза. В течении многих веков хранятся в памяти народа Коркыт, его кобыз и музыка.
Домбра занимает особое место в казахской музыкальной культуре. Это самый любимый и распрастранённый в народе инструмент. Музыканты, владеющие игрой на домбре, пользовались уважением в народе. Отдавали свою жизнь служению этому инструменту. Путешествуя из аула в аул, музыканты с домброй были любимы народом. Домбра очень удобна: её можно перевозить при кочёвке аула, она лёгкая, легко настраивается.
Эти музыкальные инструменты живут полной жизнью и в наши дни. На них играют в оркестрах, в ансамблях. Их основная цель – исполнение народной музыки, популяризация забытых традиций, развитие исполнительства на народных инструментах.
На выставке «Сазды аспаптар сыры» представлены книги, журнальные статьи, рассказывающие о старинных казахских музыкальных инструментах.